В жизни
каждого водителя рано или поздно наступает момент, когда ему приходится
сидеть за рулем неисправной машины, движущейся на буксире. Либо
наоборот - буксировать чей-то автомобиль, отказавшийся служить своему
хозяину. И тогда выясняется, что управление ведомой или ведущей машиной
неизмеримо сложнее, чем одиночной. А в автошколе почему-то этому не
учили. Понимая, что теория в данном случае никак не может заменить
практику, мы тем не менее решили на эту тему поговорить, чтобы хоть
частично подготовить начинающих водителей к таким ситуациям Начнем с правил
В Правилах дорожного движения, которые, надо полагать, как раз
начинающие водители еще хорошо помнят, перечислены условия,
обязательные к выполнению при буксировке неисправных транспортных
средств. Не повторяя полностью и дословно все пункты, напомним все же о
главных.
Как известно, длина гибкой сцепки должна находиться в
пределах от 4 до 6 метров. И это вовсе не причуда составителей Правил.
Дело в том, что если сцепка короче, неопытный водитель при резком
торможении буксировщика может просто не успеть среагировать. Если же
длина сцепки больше, - неизбежно возникнут трудности при прохождении
крутых поворотов.
Правила требуют, чтобы на буксирующем
автомобиле независимо от времени суток был включен ближний свет, а на
буксируемом - аварийная сигнализация. Если же последняя не работает
(скажем - сел аккумулятор), нужно сзади автомобиля закрепить на видном
месте знак аварийной остановки, это в общих интересах.
Естественно, у буксируемой на гибкой сцепке машины должны быть исправны
тормоза, а скорость движения не должна превышать 50 км/час. И последнее
напоминание - в гололед буксировка запрещена.
Мы с тобой одной веревкой связаны...
Вспомнив все это, мы можем смело приступать к самому процессу, который,
понятно, начинается с того, что надо соединить между собой два
автомобиля.
Если у вас есть нормальный буксирный трос, снабженный
карабинами, а на автомобилях имеются исправные буксирные проушины -
проблем не возникает.
Нужно только зацепить карабин на левой
проушине буксировщика, и на правой буксируемого автомобиля - и можно
начинать движение. Можно, конечно, цеплять и по-иному, это никак не
регламентируется, но при том варианте, который мы рекомендуем, водителю
заднего автомобиля будет гораздо удобнее просматривать встречную полосу
движения, и при этом трос будет располагаться почти параллельно оси
автомобиля. Если на буксировщике нет проушины сзади, но есть фаркоп для
прицепа - это даже лучше, сцепка будет "центрее". На тех автомобилях,
где ни проушины, ни фаркопа нет, но задняя подвеска рессорная, можно
"зацепиться" за серьгу рессоры, в конце концов. Ну а уж если ни
проушин, ни фаркопа нет и задняя подвеска пружинная, - значит, это не
буксировщик.
А как быть, если нет специального буксирного троса?
Придется использовать то, что окажется под рукой - ремни безопасности,
толстые веревки, стропы для крепления багажа и т.п. Главное, чтобы эти
"т.п." были прочными и нужной длины. Но при этом, естественно,
возникают сопутствующие проблемы, как всегда в случаях использования
чего-то не по прямому назначению. В нашем варианте - как все это
связать и закрепить? Можно, конечно, вспомнить, как завязываются шнурки
на ботинках. Только тогда вспомните и о том, как легко они
развязываются сами собой. Может случиться, что в пути, обернувшись,
буксировщик уже не увидит сзади страдальца, который отцепился не по
своей воле.
Гораздо лучше использовать специальные узлы. Они
легко вяжутся, надежно держат и очень просто развязываются, -
достаточно потянуть за свободный кончик. Остается только
потренироваться - и в нужный момент этот навык вспомнится и выручит.
Конечно, лучше всего было бы цеплять буксируемый автомобиль к
буксировщику методом "галстука", когда два троса крепятся на одной
проушине буксировщика, а с другой стороны - на двух скобах буксируемого
автомобиля. Только вот на практике так, к сожалению, не получается, нет
таких длинных тросов.
Закончить этот маленький раздел мы хотим
двумя советами. Первый - будьте осторожны при покупке тайваньских
тросов. Часто они короче, чем требуют Правила. Второй совет -
старайтесь приобретать такой трос, который хорошо растягивается и
амортизирует.
Перед тем, как...
Что изменится
для ведущего автомобиля, когда у него "на крюке" появится сателлит?
Конечно же, ему станет труднее. Возрастет нагрузка на двигатель и
трансмиссию, увеличится расход топлива. Соответственно, двигатель
станет быстрее нагреваться. Если автомобиль в полном порядке и эта
нагрузка для него не чрезмерна, то, в общем, и страшного тут ничего
нет. Однако перед буксировкой нелишне будет проверить уровень
охлаждающей жидкости, натяжение ремня вентилятора. Если дело происходит
зимой - надо снять утеплительный чехол с радиатора, открыть жалюзи
(если они есть) - словом, подготовиться к более трудным, более
напряженным для двигателя условиям движения.
На буксируемом
автомобиле тоже надо кое-что проделать. К примеру, отсоединить от
катушки зажигания провод низкого напряжения. Дело в том, что водителю
буксируемой машины может понадобиться и частое включение
стеклоочистителя с омывателем, и подача звукового сигнала, и
торможение... На все это требуется энергия батареи. А ее надо беречь.
Не говоря уж о том, что постоянно находящаяся под напряжением катушка
зажигания может просто перегреться и выйти из строя.
Перед тем,
как разойтись по кабинам, договоритесь с коллегой о маршруте, скорости
движения, условных сигналах и прочем, что необходимо отрегулировать,
пока движение не началось. И только после этого можно сказать
Поехали!
Один из самых сложных моментов в процессе буксировки - трогание.
Пассивная позиция водителя буксируемого автомобиля не требует каких-то
особых умений: достаточно убедиться, что передачи выключены и
стояночный тормоз не затянут - а потом только ожидать первого рывка.
Водителю тягача труднее. Начав медленно двигаться на первой передаче,
он должен следить за тем, как выбирается слабина троса и в тот момент,
когда трос натянется, чуть выжать сцепление, чтобы погасить рывок. Но
тут же, не давая тросу провиснуть, нужно плавно отпустить сцепление и
добавить газ. Понятно, что эта эквилибристика не удастся сразу и вашему
коллеге сзади предстоит пережить один хороший рывок. Но все когда-то
учатся! И чувство благодарности того, кого вы выручаете, непременно
пересилит неудовольствие от некомфортного обращения. Так что - не
расстраивайтесь.
Второй сложный момент - переключение передач (на
тягаче, конечно же). Старайтесь делать это как можно быстрее, чтобы не
было большой разницы в скорости до и после переключения. Если не
следовать этому простому правилу, любой трос можно оборвать в два
счета. Иногда - вместе с некоторыми деталями автомобиля. И еще один
совет. Поскольку теперь вы стали как бы намного тяжелее, разгон на
каждой передаче нужно делать побольше, чтобы компенсировать потерю
инерции в момент переключения. Чуть выше мы уже немного коснулись
вопроса взаимодействия водителей. Теперь поговорим об этом немного
конкретнее.
Если вы - водитель тягача, то ни на минуту не
забывайте о том, что у вас на прицепе автомобиль, водитель которого
видит дорогу гораздо хуже вас и имеет меньше возможностей для маневра.
Поэтому старайтесь двигаться равномерно, по возможности избегая
остановок и торможений. А уж если видите, что придется снижать
скорость, - помигайте стоп-сигналами, чтобы водитель буксируемой машины
начал тормозить первым. В этом случае вам, возможно, вообще не придется
прибегать к помощи тормозов, да и трос останется все время натянутым.
При перестроениях и поворотах также соблюдайте максимум осторожности,
не забывайте, что вы теперь напоминаете лимузин (по суммарной длине,
естественно) и вам нужен совсем другой, гораздо больший радиус
поворота.
И, наконец, если дело происходит на загородной дороге,
почаще останавливайтесь, чтобы проверить сцепку, протереть фары и
фонари да и просто передохнуть.
Особые случаи
Иногда к буксировке прибегают не только из-за поломки. Кого-то надо
выдернуть из грязевой ловушки, чей-то автомобиль просто не заводится от
стартера - и его нужно только чуть-чуть "продернуть", чтобы он завелся.
И об этих ситуациях тоже нужно сказать хотя бы несколько слов.
В
первом случае целесообразно использовать более длинный трос, чтобы
самому тягачу не подъезжать близко к коварному месту и не засесть
рядышком. Естественно, оказавшийся в капкане автомобиль обязан своими
усилиями содействовать вызволению.
Если же вы собираетесь
запустить мотор "с буксира", то на заглохшей машине рекомендуется
включить вторую передачу, трогаться при выключенном сцеплении и только
после набора скорости плавно отпускать педаль, чтобы не допустить
резкого рывка. Первой передачей пользоваться не следует, поскольку это
создает излишние трудности буксировщику.
Оперировать педалью газа
заглохшего автомобиля надо в зависимости от обстоятельств. Если перед
этим вы долго терзали стартер и есть предположение, что цилиндры
переполнены смесью, а свечи "залиты", педаль нужно полностью "утопить"
и держать в этом положении до появления вспышек. Если же все дело в
скисшем аккумуляторе, из-за которого прокрутка двигателя не состоялась
вообще, нужно действовать обычным порядком: закрыть воздушную заслонку
и педаль не трогать. Как только двигатель запустится, выключите
передачу, посигнальте водителю тягача, остановитесь, отцепите трос. И
не забудьте отблагодарить "спасителя" так, как сочтете возможным. Вам
это когда-то воздается сторицей.